Восточники Удмуртии

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Восточники Удмуртии » Разговоры обо всём. » Собаки - артисты кино.


Собаки - артисты кино.

Сообщений 1 страница 3 из 3

1

СОБАКИ  - АРТИСТЫ КИНО.

Дрессированные собаки издавна служат артистами-профессионалами на аренах цирка и в кино. Иногда собаки «играют» и на сценах театров.

В Большом театре в Москве дрессированные овчарки появлялись на сцене в опере «Судьба человека». Правда, там им поручали только негативные роли, однако исполняли они их чудесно.

Собаки часто выступают и в роли киноактеров. Причем исполняют они и эпизодические, и главные роли.

Миллионам телезрителей понравился пес Шарик в польском кинофильме «Четыре танкиста и собака».

http://i047.radikal.ru/1309/70/d6414e7dc4e9.jpg

Немецкая овчарка Шарик из этого телесериала сразу же стала самым популярным псом в Польше. Настолько популярным, что полицейские кинологи в Сулковицах под Варшавой увековечили ее память. Они открыли выставку, посвященную Шарику, главным экспонатом которой является чучело заслуженного пса, умершего от старости. Чучело второго Шарика находится на складе, а от третьего кинопса, к сожалению, остался один скелет, на котором курсанты-новички постигают сейчас азы собачьей анатомии.

Никакой ошибки тут нет - дело в том, что в знаменитом телесериале Шариков было три. Два участвовали в съемках, а третий находился "на скамейке запасных". Свою работу в фильме собаки "делили": во всех сценах с экипажем знаменитого танка Т-34 и в крупных планах снимался Шарик-1, чучело которого украшает сейчас библиотеку. Шарик-2 был отличным драчуном, и поэтому его снимали в сценах погонь, схваток и потасовок. Шарика-3 до съемок так и не допустили, поскольку дублер оказался не нужным.

Героев отечственного фильма «Ко мне, Мухтар» (1964 г.) - младшего лейтенанта Глазычева и его служебную собаку знают все. А вот как снимался фильм, известно не каждому. Автор сценария И. Меттер рассказывал о том, кто и как играл Мухтара.
http://s018.radikal.ru/i512/1309/b3/3d9b8dec6049.jpg
Для съемок киностудия приобрела трех собак: в фильме надо было дублировать роли, да и события разворачивались на протяжении длительного времени. Необходимо было показать Мухтара молодым, зрелым и старым. Съемки начались зимой в Подмосковье. Начали снимать эпизод, где служебно-розыскной пес Мухтар со своим проводником Глазычевым идет по следу бандита, который убил колхозного сторожа.

Ночь, метель, следы бандита заметает поземка. Во время киносъемок не ждут настоящей метели. Ее создают сами с помощью ветрогона - мощного двигателя, который приводит в движение огромный пропеллер самолета, поднимающий тучи снежной пыли. Именно здесь операторов и кинорежиссера ждало полно разочарование. Служебно-розыскной пес Буран, которого взяли на время съемок фильма из московской милиции, спасовал. Когда его подвели к ветрогону, он жалобно заскулил, поджал хвост и убежал как можно дальше. Но ведь он не был трусом, этот Буран. О нем рассказывали, что он бесстрашно бросался на человека, который стрелял метко, сбивал с ног преступников, размахивающих ножом. В общем, с ветрогоном пес не сработался. Когда взяли другую собаку, результат оказался тот же.

Тогда на роль Мухтара запросили пса Дейка, воспитанного киевским сантехником Михаилом Длыгачем. Их срочно доставили самолетом на съемки фильма. Все с нетерпением и интересом ожидали реакции Дейка на работу ветрогона. Не испугается ли он шума и грохота искусственного урагана? Однако пес выдержал экзамен на «пять с плюсом». Дейк и ухом не повел в сторону ревущего ветрогона. Возможно, сказалось то, что он часто бывал со своим хозяином на.аэродромах. Кроме того, у этого пса было чрезвычайно развито чувство собственного достоинства. Он с хозяином держался на равных, без проявления обычной собачьей лести и холуйства. Но все команды выполнял безукоризненно.
http://s018.radikal.ru/i524/1309/8e/3401229a17ca.jpgВ кинокартине все видели, что Мухтар любит своего хозяина, роль которого играет Юрий Никулин, слушает каждое его слово. В действительности же Дейк и другие собаки-дублеры совсем не реагировали на команды Никулина. Команды собакам подавали их воспитатели, которые находились здесь же, рядом, но стояли, как говорят, за кадром. И псы исполняли только то, что им приказывали их хозяева.

В процессе съемок Длыгач и Юрий Никулин подружились. Постепенно привык к артисту и Дейк, который знал, что хозяин называет его просто Юра. За два месяца до окончания съемок, работа проводилась уже на киностудии в Москве, Никулин предложил Длыгачу:
- Переезжай, Мишка, вместе с Дейком ко мне домой. Чего тебе скитаться по гостиницам, да и с псом я подружусь еще больше...
http://s018.radikal.ru/i513/1309/05/8af5c0496768.jpg
На самом деле Никулин совсем привык к Дейку. И когда пришло время разлуки, он даже затосковал. После окончания съемок он поехал провожать Михаила на Киевский вокзал. Прогуливаясь по перрону с Длыгачем, Никулин не без гордости сказал:

- А все-таки, Мишка, Дейк полюбил меня больше, чем тебя!

- Почему ты так думаешь? — спросил Длыгач.

- А потому, что каждое утро в восемь часов Дейк подходил к моей кровати, тыкался в меня носом и просил, чтобы я вышел с ним погулять. Меня просил, а не тебя!

- Видишь ли, — ответил Длыгач, — каждое утро без пяти восемь он пробовал разбудить меня, но я говорил ему: «Иди к Юре!». После этого он и шел к тебе...

В наши дни героический пес по кличке Мухтар вернулся на экраны в виде главного героя современного "ментовского" сериала «Возвращение Мухтара». Причем в первом сезоне в сериале пса играют два брата – восточно-европейские овчарки Варгун и Дункан (питомник «Лютар»). Там собаки могут продемонстрировать как задержание преступника, так и послушание.
http://s020.radikal.ru/i718/1309/f7/e17431dd1315.jpg

Правда, несмотря на внешнее сходство, характеры у собачек все же оказались разными. Варгуна можно назвать настоящим ударником киношного труда. Он с явным удовольствием выполнял команды дрессировщика, повторял бесконечные дубли и с симпатией относился к зрителям на площадке. Одним словом, настоящий артист! А вот Дункану сниматься нравилось гораздо меньше. Поэтому он лишь подменял братишку, когда тот умаивался бегать за преступниками.
http://s018.radikal.ru/i505/1309/dc/07bd2531f243.jpg

Во втором сезоне восточников заменили немецкими овчарками, с чем многие любители восточно-европейских овчарок были не согласны.

Сериал "Возвращение Мухтара" в шутку называют "нашим ответом "Комиссару Рексу" (Rex - A Cop's Best Friend, Австрия-Германия, 1997).

Немецкая овчарка Рекс работает штатным сотрудником Венской криминальной полиции в отделе по расследованию убийств. Чуткий нос, бесстрашие и преданность друзьям-полицейским сделали его настоящей грозой преступного мира Австрии. Там, где в погоне требуется скорость, где надо незаметно подобраться к вооруженному преступннику, размахивающему пистолетом, или принять на себя удар, отведя его от напарника-человека, Рекс незаменим.
http://s020.radikal.ru/i706/1309/4d/5398a0f23e57.jpg
Но, как и всякий полицейский, вне службы Рекс позволяет себе небольшие житейские слабости, но только на свой, собачий, лад. Погоняться за мячиком, оставить хозяина без обеда, вовремя схватить лакомый кусок, а потом, невинно повиливая хвостом, отводить взгляд - ничто не чуждо Реджинальду фон Равенхорсту - таково настоящее имя четвероногого актера, родившегося 1 июня 1991 года в элитном питомнике австрийского города Инголстадт.

Тренером "киношной" полицейской собаки была Тереза Энн Миллер, которая очень придирчиво отбирала исполнителя этой роли. Рекс выучил 30 команд, такие как, например: голос, поцелуй, прыгать через людей, прятать туфли, зевать, апорт.

После десяти лет съемок на смену ушедшему на покой Реджинальду был подготовлен новый исполнитель главной роли в сериале - пес по имени Ретт Батлер, родившийся в 1996 году.

Сигануть в закрытое окно, со звоном разбивая стекла, - это, знаете ли, не каждому псу по нраву. Однако комиссар Рекс такие штуки проделывает не раз. Неужели Ретт Батлер - суперсобака? Отнюдь. Главное - правильно разработать методику дрессировки и позаботиться о безопасности лохматого артиста. Итак, этап первый: Ретта научили прыгать в пустую оконную раму. Этап второй: раму затянули пленкой с широкой дырой в центре, куда и должен прыгнуть пес. Этап третий: на раму натянули новую пленку, отверстие в которой было гораздо меньше. Собаке пришлось прорывать пленку. Этап четвертый: Ретт научился прыгать сквозь пленку, разрывая ее в полете в клочья. Этап пятый: съемки. Вместо пленки в оконной раме "стекло" из сахара. Поранить собаку оно не может, но осколки на экране выглядят вполне натурально. Мотор! Прыжок! Ай, молодец, хороший Ретт!
http://s019.radikal.ru/i635/1309/f3/b8d29a99d240.jpg

Восточноевропейская овчарка стала главным героем любимого всеми советского фильма «Пограничный пес Алый» (1979).
http://i067.radikal.ru/1309/51/40c1cf5c5e18.jpg
Сценарий фильма такой. Новобранец Леша Кошкин очень хотел служить на границе и получить служебную собаку. Мечта сбылась. Он попал в учебку, где ему достался пес, которому нужно было дать кличку на букву "А". Кошкин назвал пса Алый, и началась для них настоящая военная служба на пограничной заставе.

В фильме много трогательных и комичных моментов, а последняя сцена встречи Леши Кошкина с чудом выжившим псом вызывает бурю эмоций. После выхода фильма на экраны спрос среди покупателей на эту породу собак значительно возрос.

Четкую и веселую игру показал дрессированный четвероногий артист в художественном фильме «Пес Барбос и необычайный кросс», поставленном по сюжету фельетона украинского поэта Степана Олейника. Содержание фильма, посвященного проблемам охраны природы, известно многим. Этот фильм с огромным успехом демонстрировался за рубежом. Однажды Юрий Никулин, исполнитель одной из главных ролей, поехал с цирком за границу. В одной из стран сотрудник советского посольства пригласил его в свой кабинет и, открыв сейф, показал на круглую жестяную коробку.

- Как Вы думаете, что в этой коробке? — спросил он артиста. Тот пожал плечами.

-  В этой коробке, - сказал присутствовавший при этом посол, - лежит фильм «Пес Барбос и необычайный кросс». Когда к нам приходят местные промышленники для деловых переговоров и заключения торговых соглашений, мы показываем этот фильм. Десять минут они катаются от смеха, а после этого с ними легче договориться.

- Признаюсь, - рассказывал впоследствии Юрий Никулин, - когда мы с Моргуновым и Вициным бегали от собаки по Подмосковью, мы и не думали, что наш «Барбос» станет чуть ли не дипломатом.

Много можно говорить о собаках в западном кино - это и знаменитый сериал "Лесси" с собакой породы колли в главной роли, и картина "101 далматин", и фильм "Маска", где снялся джек-рассел терьер (редкая в России порода).

И, конечно, в каждом случае работы с собакой на съемочной площадке были свои секреты.

Секреты «киношной дрессуры»

Много интересного готов рассказать о своих питомцах руководитель студии «КИНОлогия-Т» Виктор Зуйков. Животные, с которыми он занимался, снялись в «Графине де Монсоро», «Королеве Марго», «Нише», работали в «Куклах». Но фильм «Марго» как-то особенно запал в душу Зуйкова. «Мы задействовали в нем 150 собак! – с гордостью говорит он. – За это мы вполне могли бы попасть в Книгу рекордов Гиннесса».

«Намазали шею клюквенным вареньем»

– Разумеется, у нас есть свои секреты «киношной дрессуры». Когда работаем с собаками, всегда предупреждаем хозяев: животные должны приходить на съемки голодными. Чтобы актер мог прикармливать их всякими вкусностями.

Иногда специально для съемок нам приходится приучать собаку к тому, за что ей в обычных условиях попадает. Например, в одном из фильмов мы учили собаку рвать книжные страницы (по сценарию требовалось, чтобы животное трепало страницы отравленной книги, а потом умирало). Мы несколько дней тренировались на партийных книгах, раскладывали на них кусочки колбасы. А в другом эпизоде, когда собака лежит с перерезанным горлом, нам вообще пришлось повозиться. Дали псине наркоз, а чтобы изобразить кровь, намазали ей шею клюквенным вареньем. Вдруг зверюга приходит в себя и сквозь сон начинает слизывать варенье. Слизнула и снова отключилась. Очень живописная сцена.

Болонка кусает, а мопсиха летает.

- Актеры иногда тоже ведут себя весьма неоднозначно. По сценарию, услышав неприятное известие, Екатерина Васильева (она же мадам де Сов в «Королеве Марго») должна была швырнуть песика на пол. Но болонка нанесла удар первой: укусила Васильеву еще во время репетиции. Нашли мопсиху. И вот Катя, вжившаяся в роль и обиженная на всех собачек разом, так швырнула бедную зверюгу (между прочим, чемпионку России), что я думал, мы ее костей не соберем.

Для рекламы собак гримируют.

– А еще животных иногда гримируют. Особенно часто приходится заниматься этим перед съемками рекламы. Когда мы снимали ролик звериных кормов (не буду говорить каких, чтобы не устраивать бесплатной рекламы), я нашел несколько умных песиков. Но они не походили на собаку из предыдущих клипов компании. Над выбранной дворняжкой три часа колдовали парикмахеры. Ее посыпали мукой, тримминговали, прилизывали и начесывали, чтобы сделать смахивающей на терьера. Увидев результат, заказчик долго смеялся, но песика утвердил.

Интересные сведения о том, как снимались эпизоды с участием собак, дает канал Animal Planet (в сериале "Животные в кино").

Так, например, в съемках фильма "Лохматый пёс" (The Shaggy Dog) участвовал пес Коул. Хотя Коул и отличался ловкостью и сообразительностью, для выполнения сложных трюков целая команда мультипликаторов создавала его дублера - рисованного двойника.

Animal Planet расказывает, как собаки принимали участие на съемках леденящего душу фильма ужасов "Потомство" (The Breed). В главных ролях - три десятка собак, которые по сценарию терроризируют группу людей, живущих на необитаемом острове. Команда дрессировщиков долго и упорно учила их злостно рычать, устрашающе лаять, быстро бегать и свирепо бросаться на людей. Ведь на самом деле все собаки, которые приняли участие в съемках, злые только на экране - в жизни это добрые и ласковые животные, ставшие любимцами всей съемочной группы.

Екатерина Полянская

Источники: В.Т.Пономарев "Искусство дрессировки", Animal Planet, сайты http://www.kultura-portal.ru, http://konkretno.ru, http://bestkom.narod.ru и др.

2

https://b.radikal.ru/b08/1910/bd/d5ee7e48fa94.jpg

Помните, окончание книги и фильма. Такого почти не было. Все надеялись на хороший исход.
Но его не случилось. Миллионы сердец порвались одновременно.

Так бывает. Держитесь за миг. Пользуйтесь случаем и не упускайте шанс. И помогайте , когда есть возможность..
Как мало и одновременно много нам , в сущности, надо -
Доверия и Свободы.

"Бим, мой милый Бимка… Мальчик… Дурачок мой, Бимка, — шептал он, идя по двору.

И вот сторож распахнул дверь фургона.

Иван Иваныч отшатнулся и окаменел…

Бим лежал носом к двери. Губы и десны изодраны о рваные края жести.

Ногти передних лап налились кровью..

Он царапался в последнюю дверь долго-долго. Царапался до последнего дыхания. И как мало он просил. Свободы и доверия — больше ничего."

****
ЗА КАДРОМ ФИЛЬМА «БЕЛЫЙ БИМ ЧЁРНОЕ УХО»: Номинация на «Оскар» и трагическая судьба четвероногого актера

Когда 41 год назад, 15 сентября 1977 г. этот фильм появился в прокате, его посмотрели 23 млн человек. А спустя год его выдвинули на соискание кинопремии «Оскар» в номинации «Лучший фильм на иностранном языке». Над этим фильмом плакало не одно поколение зрителей, а книгу, по которой он был поставлен, до сих пор рекомендуют школьникам в числе обязательных к прочтению. За кадром осталось много интересных моментов – еще один фильм можно было бы снять о судьбе пса, который сыграл в нем главную роль.

Повесть «Белый Бим Черное ухо» стала самым известным произведением писателя Гавриила Троепольского. Впервые ее напечатали в 1971 г. в журнале «Наш современник», а через 3 года ее взялся экранизировать известный режиссер Станислав Ростоцкий. В главной роли он видел исключительно Вячеслава Тихонова, однако на тот момент он был занят в съемках другого проекта, и режиссеру пришлось ждать, пока он освободится. Тихонов сразу же согласился сыграть эту роль – ему уже тогда порядком надоел образ разведчика Штирлица, с которым все его ассоциировали. Но на протяжении трех лет постоянно возникали какие-то препятствия, которые мешали Ростоцкому приступить к съемкам. Целый год ушел на то, чтобы выбить у начальства деньги на дорогую иностранную пленку – иначе бы пришлось снимать под ослепительным и жарким светом софитов. И если актеры привыкли к таким условиям, собаку нельзя было обречь на такие мучения.

Больше всего проблем возникло с поиском «актера» на главную роль – нужно было не только подобрать собаку той же породы (шотландского сеттера), но и найти среди них ту, которая смогла бы справиться со всеми задачами на съемочной площадке. В итоге в фильме снялись две собаки – главным героем стал английский сеттер Стив, или Степка, а его «дублером» был Денди, который снялся всего в одной сцене – там, где лапа Бима застряла в железнодорожной стрелке.

В состав съемочной группы входил профессиональный дрессировщик, кинолог Виктор Сомов. Он очень высоко оценил работу Степки, о котором все говорили, будто он сам прочитал сценарий и всегда знал, что нужно делать в той или иной сцене. Вячеслав Тихонов рассказывал: «Мне нужно было за очень короткий срок подружиться со взрослой собакой. Причем не просто подружиться, а сделать так, чтобы у зрителей не оставалось никаких сомнений, что эта собака – моя. Задача непростая! Пес очень тосковал по своему хозяину, который сдал его на полтора года напрокат. Все старались: кто колбаской угостит, кто сосиской, кто сладостями. Значит, идти этим путем нельзя. И здесь помогла любовь к животным. Приходя на площадку, я первым делом стал гулять с собакой. Через некоторое время пес стал ждать меня. А когда начались сами съемки – он по всей студии искал меня и всегда находил. В фильме видно, что Бим относится ко мне как к хозяину, а я в кадре делаю вид, что совсем на него не обращаю внимания. Но я точно знал, что вот сейчас заверну за угол – и он помчится за мной».

Учитывая то, что главным героем был четвероногий актер, многие сцены снимали без репетиций или же репетировали без Степки, а сцену снимали вместе с ним. А для того, чтобы собака показывала нужные «эмоции», с ней иногда поступали достаточно жестоко. Когда ее хозяина по сценарию забирала «скорая», пес должен был смотреть ему вслед с тоской и любовью, но «сыграть» это абсолютно невозможно. И после того, как Тихонов много дней подряд гулял со Степкой, и тот к нему уже привык, им несколько дней не разрешали видеться. Потом сцену отрепетировали без собаки, а в момент съемок Степку выпустили на съемочную площадку. И он вел себя так, будто действительно прощался с любимым хозяином.

Кинолог Виктор Сомов рассказывал: «Дело в том, что собаки не могут играть или что-то изображать. Они всегда правдивы в своих чувствах и поступках. Поэтому было необходимо, чтобы Бим истинно любил своего хозяина – артиста Вячеслава Тихонова. Привязать, влюбить в себя охотничью собаку в короткий срок можно только охотой. Для этого Тихонову пришлось значительное время провести с Бимом на охоте… Затем на короткое время их разлучили, и Бима на охоту не брали. Теперь момент встречи Бима с Тихоновым должен был выплеснуть все его собачьи чувства. Съемка была ответственной, так как второго дубля получить было невозможно. Сцену репетировали без Бима, и когда все было готово, впустили собаку. Как все получилось, вы видели на экране».

Зрители настолько поверили этой истории, что многих актеров долгое время отождествляли с их героями. Больше всего не повезло актрисе Валентине Владимировой, сыгравшей безымянную героиню (ее называли в фильме просто «теткой»). По сценарию она была злой соседкой хозяина Бима, которая буквально довела его до гибели. Актриса сетовала: «После этого фильма со мной даже соседи перестали здороваться… Никто не думал, что фильм станет кассовым. И уж точно никто не думал, что у зрителей я навсегда останусь олицетворением этой злой тетки». Однажды, когда герои фильма встречались со школьниками, ученики даже отказались с ней общаться.

Фильм действительно пользовался невероятным успехом у зрителей. В год выхода его признали лучшим фильмом года, согласно опросу читателей журнала «Советский экран», а в 1978 г. номинировали на «Оскар». Говорят, когда американцы смотрели картину, в сцене на железнодорожных путях они аплодировали стоя. Фильм получил главную премию на Международном кинофестивале в Карловых Варах, а позже режиссер Станислав Ростоцкий, оператор Вячеслав Шумский и актер Вячеслав Тихонов были удостоены Ленинской премии. А спустя еще 20 лет, в 1998 г. в родном городе писателя Троепольского – Воронеже – бел установлен памятник легендарному Биму.

К сожалению, судьба Степки сложилась трагически. Его хозяин часто отдавал своего пса «в аренду» на киностудию, а сам исчезал. За полтора года съемок в фильме «Белый Бим Черное ухо» он ни разу не навестил своего питомца. Собака так тосковала по своему хозяину, что едва не сорвала съемки. Но после их завершения эта история повторялась еще не раз. Говорят, в результате сердце пса не выдержало, и он умер, не выдержав очередной разлуки.

© kulturologia

Спасибо Татьяна Болдеску.

3

Как сложилась судьба собаки Стива, сыгравшего Бима в фильме «Белый Бим – Чёрное ухо».

https://d.radikal.ru/d05/1902/d0/16e8a4937fc2.jpg

Судьба самой оплакиваемой собаки советского экрана в реальной жизни оказалась печальнее, чем в кино. Малоизвестные подробности о звездной роли и ее несчастном исполнителе.

Если собрать все детские и взрослые слезы, пролитые над фильмом «Белый Бим – Чёрное ухо», получилось бы соленое озеро. Только в первом прокате в 1977 году картину посмотрело 23 миллиона зрителей, выходивших из кинозалов в рыданиях и с комком в горле. А спустя три года лента была впервые показана по Центральному телевидению и с тех пор не сходит с домашних экранов по сей день.

За 40 лет душераздирающую историю собачьей верности и человеческого предательства узнали три поколения. Но, в отличие от других любимых картин, эту не все решаются пересматривать снова. Многие избегают повторения эмоций, заставляющих болеть сердце.

А собачье сердце пожалеть было некому: не дождавшись человеческой любви, вскоре после завершения съемок оно остановилось…

Рассказ о щенке с неправильным окрасом, которого спас от усыпления одинокий писатель-фронтовик и погубили злые люди, тронул читателей и зрителей до глубины души. Наша история о преданном Биме заставила людей плакать задолго до выхода на экраны голливудского «Хатико».

Экранизация повести, по опросу журнала «Советский экран», была признана лучшей кинопремьерой 1977 года. А в 1978 году «Белый Бим – Черное ухо» был выдвинут на премию «Оскар», как лучший фильм на иностранном языке.

Картина, отмеченная многими наградами в СССР, удостоилась призов Международного кинофестиваля в Карловых Варах (Чехословакия). Эффект «детского сюжета» превзошел все ожидания, и в 1980 году создатели кинохита получили Ленинскую премию.

Кроме исполнителя главной роли Вячеслава Тихонова, режиссера Станислава Ростоцкого и оператора Вячеслава Шумского, Государственной премии удостоился писатель Гавриил Троепольский, на родине которого в Воронеже установили памятник герою книги Биму.

Судьба исполнителя главной собачьей роли сложилась не менее драматично, чем его четвероногого героя. Сыгравшему Бима английскому сеттеру Стиву (или Степе, как его по-простому называли на съемочной площадке), в жизни выпало больше испытаний, чем славы, и больше страданий, чем любви.

По роли разыскивающий хозяина Бим меняет несколько владельцев и в итоге из-за человеческой жестокости погибает. Безвременно ушел из жизни и тосковавший по хозяину Стив, который был для своего владельца лишь источником дохода и умер от работы и неразделенной любви.

Для роли в «Белом Биме…» хозяин сдал собаку в аренду киностудии имени Горького, как делал это до и после фильма, предоставляя его «напрокат» то охотникам, то режиссерам. За полтора года съемок в Калуге владелец ни разу Степу не навестил.

Пес искал хозяина среди чужих людей и бесконечно грустил по дому. Умница Стив, о котором режиссер сказал, что он словно читал сценарий, легко находил контакт со съемочной группой и безупречно справлялся со сложными сценами, но напряжение съемок подорвало его здоровье, и через несколько месяцев собаки не стало.

После окончания съемок пес снова переходил из рук в руки и, не вынеся нагрузок и разлук, вскоре умер от сердечного приступа.
Любимец миллионов зрителей так и не смог добиться любви собственного хозяина.

Другом Степы на время съемок удалось стать Вячеславу Тихонову.
В старости актер почти так же уединенно жил на даче с собакой, как и его герой Иван Иванович в «Белом Биме…» .

Артист по жизни любил собак и они это чувствовали, искренне привязываясь к нему в кадре и за кадром. Даже в роли Штирлица Тихонов не избежал собачьего партнерства.

В книге Бим описан как шотландский сеттер с «неправильным» окрасом: лишь одна лапа и ухо у собаки с «браком» были черными. Найти такого пса для роли стало проблемой. «Не кондицию» среди представителей породы заводчики «выбраковывают» со щенячьего возраста. Тогда работавший с собаками эксперт-кинолог республиканской категории Виктор Сомов нашел выход – предложил заменить шотландского сеттера подходившим по окрасу английским.

Собак нужной масти в съемках участвовало двое. В одной из сцен английского сеттера Стива (Стёпу) подстраховывал дублёр Денди. «Двойник» снялся в самом душераздирающем эпизоде картины с застрявшей в железнодорожной стрелке лапой, когда прикованный к рельсам Бим отчаянно пытается уйти от несущегося на него поезда.

Во время демонстрации этой сцены на церемонии «Оскара» зал аплодировал мастерству советских кинематографистов стоя.

Основная же «собачья работа» досталась в фильме одарённому Стёпе.
И самой экспрессивной сценой с его участием стало расставание с Иваном Ивановичем.

Когда героя увозит с инфарктом скорая помощь, Бим не находит себе места. Но как заставить волноваться в кадре пса, который переживал из-за разлуки со своим реальным хозяином?

К тому же задача усложнялась единственным дублем: собака не может играть чувства напоказ, угождая, как люди, прихоти режиссера. «Собаки искренни в эмоциях и правдивы в поступках, они не могут притворяться и должны реально чувствовать привязанность и боль от утраты», - объяснял дрессировщик охотничьих пород Виктор Сомов.

Единственно возможным решением было по-настоящему подружить Тихонова со Стивом, чтобы потом их… разлучить.

Приходя на площадку, актер первым делом гулял со Стёпой.
«В короткий срок подружиться со взрослой собакой трудно, - вспоминал артист, - а мне надо было не оставить сомнений у зрителей в том, что Бим – мой пёс, а не чужой сеттер со сложной судьбой.

Его все жалели, подкармливали, а я – просто всегда был рядом. И спустя некоторое время Стёпа стал меня ждать. Я знал, что если пойду куда-нибудь без него, он помчится следом».

Стив успел соскучиться по Тихонову и, когда увидел его после перерыва на съемочной площадке, вбежал в кадр с переизбытком собачьих чувств. Взволнованный пёс без репетиций и повторных дублей сыграл в сцене госпитализации хозяина всё, что от него требовалось.

⭐ Интересные факты ⭐

✔ «Белый Бим – Черное ухо» - единственная советская картина своего времени, снятая на цветную пленку Kodak.

Исключением из правил фильм стал, благодаря… собакам!
Режиссер сумел убедить начальников, что в съемке животных недостаточная чувствительность пленки – зло. Братьев меньших, мол, перегревают и пугают софиты, которыми приходится подсвечивать кадр даже летним днем.

Три года велись переговоры, но в итоге съемки начались с четырехкратным запасом выделенной на фильм импортной пленки. «Каким-то собакам» дали дорогущий цветной Kodak, в то время как лучшие ленты той поры снимались на выпускавшейся в Шостке черно-белой «Свеме».

✔ А еще один интересный факт связан с исполнительницей роли скандальной тетки, по навету которой злые люди сжили Бима со свету.

У героини Валентины Владимировой в картине нет даже имени, но именно она начала травлю бедного пса, не сделавшего никому ничего плохого. И за собачьи несчастья актрисе отомстили зрители.

После фильма с ней перестали здороваться соседи.
Женщину даже выступить в школе не пустили – дети наотрез отказались от встречи с «мучительницей животных».

Артистка зареклась впредь сниматься в отрицательных ролях и обзавелась собакой, чтобы развеять миф о нелюбви к братьям меньшим.


Вы здесь » Восточники Удмуртии » Разговоры обо всём. » Собаки - артисты кино.