Aгpессия. Личный опыт Tuukka Nikola
Перевод:Olga Timoshenko специально для паблика: «Немецкая овчарка и IGP-спорт!»

Я хочу поделиться опытом подготовки собак к ИГП с использованием реактивной агрессии. Как фигуранту мне нравится тренировать собак с использованием реактивной агрессии. Много раз я видел, как подобные методы использовались, но в совершенно другом ключе и с другими результатами. В контексте реактивной агрессии (или реактивной стороны) я имею ввиду защитную сторону. Способность собаки отвечать на угрозу. Эмоции, реакции, поведение.
Есть множество различных мнений об агрессии. В большинстве своём люди думают, что просто лай – это уже агрессия. На самом деле легко понять почему, потому что в ИГП проявление активности через пассивную стимуляцию является целью. Некоторые говорят, что агрессия – это всегда проявление неуверенности. В этом есть доля правды, в начале наших тренировок. Но при правильных подкреплениях нашей целью является заставить собак чувствовать себя неимоверно сильными. Некоторые говорят, что используя реактив можно создать проблемы с нервами у собаки. Это будет правдой, если вы тренируете реактивную агрессию, используя слишком много давления, и собака учится быть напуганной, а не бороться.
Мы учим, что агрессия возникает из-за фрустрации, конфликтов и через развитие реактивной агрессии. Фрустрация может использоваться для собак с высоким драйвом. Конфликт – когда поведение с высоким драйвом уже сделано. Но когда у собаки нет достаточного добычного драйва или неуверенность блокирует возможности его использовать, тренинг с использованием реактивной стороны может помочь. Необходимо понимать, что реактивная агрессия эмоционально отличается от агрессии развитой на фрустрации. Мне нравится называть это просто активностью.
Одна из проблем в понимании как развить реактивную агрессию состоит в том, что мы говорим о поведенческой реакции, а не об эмоциях. Мы учим, что реактивная агрессия начинается, когда собака чувствует угрозу и начинает реагировать. И часто случается, что вначале фигуранты хотят видеть сильную реакцию, поэтому используют сильную стимуляцию. Это создаёт ситуации, в которых собака показывает реакцию, но уверенность не растёт и собака не развивается в эмоциональном плане. Это создаёт так называемый эффект снежного кома – и мы начинаем подкреплять неуверенность. Собака показывает сильные реакции, но остаётся неуверенной. Эту эмоцию сменяет добычный драйв, так как мы торопимся научить собак смене состояний. Собаки не могут менять драйвы, если не понимают как вести себя хотя бы в одном из них. Или в обоих драйвах будет присутствовать неуверенность. Обычно мы этого не замечаем. Тренинги на фрустрации, конечно, отличаются. В этом случае в тренинге присутствуют абсолютно иные эмоции и высокий драйв с самого начала. По каким-то причинам мы смешиваем эти два типа тренинга. Мы пытаемся дать собакам понять, как реагировать на нашу угрозу с использованием высокого драйва, как бы было у фрустрационной собаки. Причина, почему мы допускаем эту ошибку, кроется в нашем стремлении немедленно получить желаемое поведение от собаки, а не создавать его. Всё это происходит из-за спешки.
Итак, зачем же использовать агрессию в тренинге? Не все собаки могут проявить себя в тренировках с добычным драйвом. Даже у собак с высоким драйвом в этом случае позже могут появиться проблемы, когда собака поймёт схему и не будет задействована рективная сторона. После многих стартов собака начинает распознавать ситуации в программе. Например, после побега на соревнованиях молчаливая фаза охраны может выглядеть интенсивной, но до этих фаз охраны при использовании контроля интенсивность может теряться. Тоже самое может происходить, кода собака лает вместо молчаливой фазы. Когда собака находится в активном облаивании, она легко может начать ожидать какого-либо действия.
Я хочу тренировать собак иначе. Для меня активная зона – это продолжение реакций. Каждый лай – это реакция. Собака реагирует непрерывно, что означает, что собака не ждет, когда что-то случится, а реагирует, когда это происходит. Это означает, что собака реагирует непрерывно на пассивного или активного фигуранта. Лай сильный и тело собаки реагирует возбуждением на каждый лай. Подумайте об этом. Активность – это поведение; реактивность – эмоции. Бывают собаки с очень высоким драйвом и активностью, но с недостатком эмоций от реактивной стороны. Это как бутылка. Бутылка – это поведение и активное облаивание. Мы наливаем в бутылку реактивность, которую делаем в тренингах с использованием комнаты. И тогда внутри активной зоны мы получим много эмоций.
Чтобы это понять, нам необходимо детальнее изучить что такое агрессия и как её развивать. Мы должны понять, что цель не заключается в том, чтобы сделать собаку сердитой. Целью является поощрить проявление силы и агрессии. Собака с сильными реакциями может выглядеть очень агрессивной, но она может чувствовать себя неуверенно или даже испугаться. Это создаст проблемы для её нервной системы. Нам необходимо понимать, что агрессия – это не поведение. Агрессия – это эмоция. Если вы тренируете реактивную агрессию, вам следует помнить, что только эмоция должна подкрепляться многие разы в начале. Даже не пытайтесь получить реакции. В тренингах, в большинстве случаев, в начале, следует подкреплять только эмоции. Понять эмоции без реакций очень сложно. После вы уже начнёте получать реакции. Сначала небольшие, позже всё сильнее. Поощрение перестает быть таким явным. Теперь после реакций нет никакого движения, а вместо переключения - полное спокойствие. В этом процессе обучения фигурант должен понимать так называемое правило четырех F. Борьба (FIGHT), попытки убежать (FLY), замирание (FREEZE), заискивание (FLIRT). Когда собака чувствует угрозу, она использует эти эмоции и поведения для того, чтобы себя спасти. Это очень сложная зона и бывает трудно понять, что в некоторых случаях в начале необходимо уделить внимание на очень мелкие детали, и подкреплять стоит даже самое маленькое изменение эмоций, которые еще не являются именно тем, чего вы хотели. Так собака набирается смелости для смены эмоций и позже для проявления агресси.
В большинстве случаев, когда фигурант угрожает собаке, стимуляция очень велика. Так происходит потому, что мы хотим видеть реакцию собаки. Без стимуляции достаточной силы для получения реакции, собака остается пассивной и не реагирует. Проблема в этом такая: стимуляция уже достаточно сильная, а собака еще не знает как реагировать. На самом деле все должно быть наоборот. Угроза от фигуранта должна быть очень слабой. Тогда, конечно, собака реагирует слабо. Она может даже просто таращиться и показывать эмоции без реакции вообще. После подкрепления эмоций начнут появляться маленькие реакции, но стимуляция от фигуранта всё такая же. Слабая. Эти эмоции и реакции не следует поощрять добычей. Это очень частая ошибка, когда неуверенность переключают в добычу, и когда появляется больше давления, собака еще больше хочет сбежать в хват рукава.
Вот почему я тренирую собак в комнате. На протяжении всего такого занятия я могу давать небольшую стимуляцию угрозой и развивать в собаке силу. В начале я подкрепляю только эмоции, затем реакцию, и когда реакции становятся сильными и формируются в поведение, я начинаю работать с переключением в добычу.
Сначала собака в комнате одна. Собака привязана в нескольких метрах от выхода. Между дверью и собакой должна быть дистанция. Иначе ситуация будет слишком сложной для собаки. В этом тренинге стимуляция угрозой связана с дверью в комнату. Когда дверь открывается, уже есть
сильные эмоции, а позднее реакции. Поощрением является спокойствие, когда дверь закрыта, а угроза и стимуляция ушли. Очень важно не переборщить с количеством таких стимуляций. Всего несколько раз, иначе ситуация создст стресс, у собаки появится чувство, что она не побеждает. Это упражнение можно повторять 2-3 раза за тренировочную сессию, но очень коротко. После появления реакций, я начинаю их усиливать, сохраняя очень слабую стимуляцию со своей стороны. Когда собака становится очень сильной в этой ситуации, я ставлю в комнату проводника. Теперь можно видеть, что собака не отвлекается на проводника и не предлагает социальное поведение, что очень часто случается, когда проводник в комнате с самого начала. Следующий шаг – это формирование сильного агрессивного поведения, когда собака пытается атаковать активно лая. Это я делаю только ожидая и подкрепляя мелкие детали в лае, которые ведут в активную зону. Когда собака понимает активную зону и предлагает только правильный лай, я начинаю работать с переключениями агрессии в добычный драйв. Перед тем как учить переключению драйвов, вы должны научить собаку необходимому поведению. Иначе вы будете давать сильные стимуляции с непонятным или неправильным смыслом.
В комнате я уже создал нужную мне агрессию, которая в дальнейшем при работе с поощрениями станет для собаки комфортной зоной. Также как и работа в добыче. Теперь переключать драйвы станет очень легко и не будет необходимости использовать много давления. Не стоит учить чему-либо с использованием давления. С помощью давления можно переключать реакции в активную зону, когда у собаки уже есть сформированное поведение. Когда агрессия сделана и закреплена реакциями, собака готова к упражнениям по смене драйвов. В комнате я тренирую агрессию, переключения в добычу, отпуски, которые служат сигналом к смене драйва, и контроль со стороны проводника. Этот процесс обычно занимает несколько месяцев, и когда собака готова к следующему шагу, я переношу тренировки на поле.
Когда другие говорят о том, как я делаю эти упражнения, я часто замечаю недопонимание. Первая ошибка – это слишком сильная стимуляция. Поощряйте сначала эмоции. Второе: не увеличивайте уровень угрозы. Позвольте собаке расти на маленьких уровнях стимуляции. Небольшая стимуляция и уверенное поведение в ответ. Третье: подготовьте вашу собаку к следующему шагу. Если вы начнете работать со сменой драйвов слишком рано, в большинстве случаев вы будете переключать неуверенность в добычу. Четвёртое: не торопитесь, дайте время. Выработка правильного поведения должна занимать много времени.
Конечно, есть собаки, которым не подойдёт эта система. Но понимание этого тренинга поможет вам читать собак в любых ситуациях, даже если вы работаете только на фрустрации.
Когда собака собрана таким путём, она всегда будет правильно реагировать. Такие собаки, даже если они реактивного типа, не нуждаются в большом количестве конфликтов в послушании. Это даёт возможность легче начать тренировать послушание в защите и уделять больше внимания контролю с самого начала.
Наша цель – получить сильных собак. Если мы обучаем агрессии с сильными угрозами, собака будет реагировать, но будет неуверенно себя чувствовать в этой зоне и хотеть из неё уйти. Если же вы будете поощрять их за понимание, они будут хотеть испытывать эти эмоции. Цель в том, чтобы каким бы ни был фигурант, маленьким, большим, ленивым, быстрым, страшным, слабым, сильным и т.п. собака показывала одинаковое поведение и силу, которой её обучали. Собака не должна реагировать на своего фигуранта, с которым обычно тренируется как-то иначе, чем на любого другого. Собаки, которых я тренировал таким образом, очень социальны со мной вне
занятий. Они не ненавидят меня. Им нравится ситуация на тренинге. Но на занятиях они действительно опасны.
Иногда нам попадаются собаки с очень маленькой функциональной зоной. Они испытывают слишком сильный стресс в комнате, поэтому с ними это просто не будет работать. Некоторым собакам необходимо больше драйва, чтобы набраться смелости и создать нужные реакции. В таких случаях необходимо вносить изменения в тренинг, чтобы он подходил конкретной собаке. Но что бы вы ни делали, не делайте из этого метод. Иначе очень скоро вы «ослепнете» и начнёте винить собак только потому, что ваша методика им не подходит. Представьте, какие в будущем будут собаки, если мы научимся тренировать их только по одной системе.
Надеюсь, эта статья сделает предмет понятнее.
Туукка Никола.