СТИМУЛЯЦИЯ ДОБЫЧНОЙ МОТИВАЦИИ. Часть 1

После моей статьи в ноябре/декабре я получил предложение продолжить в коротких заметках обсуждение мотиваций, используемых в защитном тренинге. Я буду использовать мой перевод книги Хельмута Райзера "Der Schutzhund" в качестве ссылки в этой дискуссии.
http://f6.s.qip.ru/NpmMY1YY.jpg
Давайте начнем практическую подготовку защитной работы с того, с чего нужно начать: с раскрутки добычной мотивации. Позвольте мне коротко объяснить, почему я выбрал слово "раскрутка", а не слово "развитие" для перевода немецкого термина "Förderung", которым он мог бы быть переведен в данном случае. Для меня продолжительное по времени развитие относится к процессу, который происходит сам по себе. Драйвы формируются естественным образом, созревая до определенной степени. Как тренеры, мы должны попытаться протянуть природе руку помощи, способствуя тому, что уже существует, таким образом активно повышая определенную мотивацию до ее максимального потенциального уровня.
Мне нравится начинать работу на добычу со щенками как можно раньше, в возрасте примерно от десяти до двенадцати недель. Это позволяет мне работать с совершенно не тронутыми врожденными инстинктами собаки.
http://f6.s.qip.ru/NpmMY1YZ.jpg
Я начинаю с маленькими щенками так же, как начинаю потом и с более старшими - с тряпкой или мешковиной. Самое главное в этой ранней работе для помощника - это понимать, что добычей является мешковина, а не он сам. Таким образом, быстрые, спорадического характера, непредсказуемые движения тряпки - это то, что пробуждает интерес собаки и, следовательно, стимулирует ее инстинкт добычи. Как пишет в своей книге Райзер: "Если мы пытаемся раскручивать инстинкт добычи, чтобы собака полностью сфокусировалась на тряпке, именно тряпка должна стать жертвой, совершающей все движения, а не помощник". Один из поводов начинать работу с мешком - это то, что им достаточно легко встряхивать, шевелить его, давать ему взлетать и, следовательно, сосредотачивать все внимание собаки на нем. Другим резоном является то, что мешок намного проще кусать для начинающих, являются ли они щенками или поздно стартующими взрослыми. Теперь у нас есть основное понимание того. как выглядят важнейшие элементы запуска работы. Давайте посмотрим. как должны выглядеть типичные тренировочные упражнения.
Собака находится на поводке, проводник спокойно подбадривает ее, не отвлекая внимания от добычи. Помощник легонько "оживляет" тряпку, двигая и шевеля ее спорадически. Этот ускользающий предмет активизирует инстинкт добычи у собаки. Сначала помощник увидит, как глаза собаки неотрывно следят за этим непонятным существом, потом ее тело будет следовать за ним, слегка зацепившись за неуловимую тряпку, и, наконец, собака начнет прыгать за ней, пытаясь поймать и превратить в свою добычу. Собака выглядит почти загипнотизированной тряпкой и напряженность ожидания подходящего момента, чтобы схватить ее, читается во всей ее позе, когда помощник движет добычу перед ней, в пределах ее досягаемости, предоставляя собаке возможность атаковать тряпку. Как только собака делает это, добыча становится ее. Она завоевывает тряпку и помощник должен хвалить ее довольным тоном (но не до такой степени, чтобы пес забыл о своей жертве). Сначала я позволяю собаке пробежаться немного с добычей, а затем стараюсь дать ей понять, что это действительно ценный приз. Я использую для этой цели два метода. Один из них - шнур прицепленный к тряпке, который я удерживаю в руке даже после того, как собака "отняла" ее у меня. И в тот момент, когда собака начинает терять интерес к, казалось бы, умершей добыче и ослабляет хватку или даже роняет тряпку на землю, я снова оживляю ее, подернув шнуром. Собака либо будет чувствовать напряжение в добыче и уплотнять захват, либо та ускользнет от нее и стимуляция добычного драйва начнется снова. После нескольких таких "потерь" или на грани их собака начнет удерживать добычу достаточно крепко, не желая рисковать и упустить ее еще раз. Как только она продемонстрирует такое уверенное удерживание добычи, она должна иметь возможность унести ее с поля.
Второй метод, который я использую, довольно близок к тому, что Райзер описывает в своей книге как "оспаривание". Снова работа начинается после того, как собака выиграла свою добычу, но на этот раз либо не владеет ею свободно, оставаясь на коротком поводке рядом с проводником, либо кладет ее на землю перед собой. На этот раз я стараюсь показать собаке, что не только она одна заинтересована этой добычей. Помощник тоже положил глаз не ее премию и демонстрирует это на большей части упражнения. Помощник начинает провоцировать собаку защищать тряпку, осторожно потягивая ее за уголок и быстро отдергивая руку, затем заходя с другой стороны и повторяя движение снова. Если тряпка все еще находится в пасти собаки, осторожное потягивание даст ей понять, что помощник намерен украсть ее у нее. Некоторые собаки в такой ситуации отстранятся от добычи, приняв угрожающую позу, или наоборот, повторно с жадностью хватают ее, негромко рычат и вновь продолжают контролировать добычу. Все эти формы ведут к уверенному добычному поведению, которое джолжно быть вознаграждено разрешением собаке вынести добычу с поля. Собаки сч хорошим балансом всех инстинктов хорошо работают на обоих методах, и нам, вероятно, следует работать, используя их, и сохраняя работу интересной для собаки. Если инстинкт добычи самая сильная мотивация для нее, то первый метод приведет к более быстрым результатам. Второй метод прекрасно работает на очень жадных собаках, легко показывающих защитное поведение с добычей. Как пишет Райзер: "Оспаривание - есть уже первая стимуляция защитного поведения..."
Следующий шаг в обучении должен заключаться в том, чтобы убедиться, что собака удерживает свою добычу (тряпку) достаточно сильно с первой хватки. Это можно сделать, просто не давая собаке завладеть добычей с первой хватки, если она не будет удерживать тряпку немного дольше и с большим, чем обычно, усилием. Так что, если собака хватает тряпку, а потом ослабляет хватку, она будет терять добычу, которая тут же должна начинать двигаться и ускользать от нее. Инстинкт добычи вновь стимулируется этим движением и  собака получает еще одну возможность схватить добычу, но уже более крепко. Цель здесь не в том, чтобы вырвать добычу из пасти, а в достаточно сильном оспаривании, чтобы делать возможность хватки для нее все более трудной.
http://f6.s.qip.ru/NpmMY1Z0.jpg
Эта работа должна привести к тому, что собака будет прыгать, хватая тряпку и превращая ее в свою добычу. Я делаю это, удерживая свернутую тряпку достаточно выско. Если до сих пор ее можно было легко схвать, просто подбежав, то теперь она должна будет прыгнуть, чтобы схватить добычу. С подростками или поздно начавшими заниматься взрослыми собаками это уровень груди или живота, с талантливыми щенками я держу тряпку достаточно высоко, чтобы они должны были оторвать свои передние лапы от земли. Принцип тот же - прыгать и хватать, чтобы завладеть добычей. Это основа техники, которой собака будет пользоваться на протяжении всей своей карьеры в защитной работе.
Следующим шагом в тренинге по улучшению прыжков я выбрал звено в описанноц в книге Райзера последовательности. Он по прежнему следует одному из своих основных принципов: "В работе над стимуляцией инстинктов не помощник должен диктовать действия собаки, а собака должна управлять его дейстьвиями". Моим выбором в качестве следующего навыка, которому должна научиться собака, чтобы получить добычу, стало облаивание. На предыдущих этапах тренинга следовало создать у собаки немного навязчивую идею преследования добычи (тряпки) и хватки. Как и прежде, я начинаю, стимулируя добычный инстинкт собаки возбуждающей ее тряпкой. Я могу даже позволить ей дотянуться до добычи и схватить один раз. Затем, когда собака сгорает от нетерпения в готовности хватать снова, я создаю ей некоторое разочарование (фрустрацию), прекратив вдруг все действия и замерев. Помощник стоит неподвижно и глядя куда-то вдаль, тряпка безжизненно висит в руке. Большинство собак в такой момент слегка скулят - так они показывапют свое разочарование. Это возглас, который "призывает" тряпку взлететь, как птица взлетает из куста, чтобы собака получила возможность вновь обрести добычу. Не понадобится много времени, чтобы это первоначальное поскуливание переросло в требовательный лай, который звучит напористо и целенаправленно, для того чтобы получить действие снова. Таким образом собака узнает на ранних этапах, что она имеет некоторый контроль над тем. что происходит на поле, и что лай - это способ добиться чего-то. Поэтому я включаю это упражнение в ранние этапы обучения, чтобы не дать возможности собаке кусать раньше времени в защитном тренинге, и чтобы у нее не возникало никакого непонимания.
http://f6.s.qip.ru/NpmMY1Z1.jpg
Дальнейшим этапом обучения в моей программе становятся, как правило, пуски или атаки. И снова моя программа несколько отличается от программы доктора Райзера. Он предлагает переход от тряпки или "хваталки" к рукаву, прежде чем учить атакам. Я следую той же последовательности при обучении талантливых. но поздно начавших заниматься взрослых собак. Однако. при обучении щенков и подростков мне нравится с самого начала показывать им ранние формы техники атаки. Когда собака освоила жесткую первую хватку и хватку в прыжке при выполнении упражнений гна добычу, я начинаю обучать ее технике атаки. Проводник держит собаку за ошейник, а помощник стимулирует инстинкт добычи, сначала очень близко, он даже может позволить ей дотянуться и сделать хватку. Затем он отходит от проводника и собаки. продолжая симулировать поведение жертвы. Вначале он двигается на расстоянии 3-4 метров, продолжая привлекать собаку свернутой тряпкой или "хваталкой", По предварительно оговоренному сигналу помощника проводник пускает собаку. Помощник, стоя чуть боком к собаке, когда она достигает расстояния прыжка, уводит тряпку вверх и чуть вбок. "Помните, жертва всегда уходит от собаки!" (Райзер). Это последнее движение второй части упражнения должно паобудить собаку прыгнуть быстро, чтобы предотвратить бегство добычи. Помощник должен мягко погасить энергию прыжка собаки за добычей и опустить собаку лопами на землю. Затем проводник подхватывает поводок, помощник отдает добычу собаке и она получает возможность унести свой приз с поля.
http://f5.s.qip.ru/NpmMY1Z2.jpg
Я заметил, что щенки и молодые собаки не имеют "зависания" в прыжке на чужого под любым углом. Таким образом они учатся хорошей атакующей технике очень легко и на ранних стадиях. Иногда собаки еще не могут кусать рукав, потому что они чслишком малы или потому, что им еще нужно пройти стимуляцию инстинкта защиты, прежде чем смогут достаточно жестко хватать руст рукава. Из опыта я знаю, что "упущенный момент", когда речь идет об обучении технике, когда настанет время может привести в дальнейшем к дискуссиям с большим количеством "а что могло бы быть". Не поймите меня неправильно, я не имею ввиду, что знаю столько же или даже больше, чем доктор Райзер - я просто разработал предпочтительную для себя последовательность в программе обучения защите в течение года.
Вот и подошла к концу моя статья, поскольку есть предел тому, как долго можно это обсуждать. В следующей статье, над которой я уже работаю, мы обсудим переход на рукав, обучение собаки борьбе, канализированию в добычную мотивацию из фазы контроля, и "pro et contra" в отношении добычной работы. Надеюсь еще раз привлечь ваше внимание.

Взято с сайта http://jarvenmaa.jimdo.com/